Профессиональная психологическая помощь пострадавшим в кризисных травматических ситуациях является помощью в решении психологических задач личности: предупреждение дальнейших нервно-психических расстройств, коррекции острых эмоциональных состояний, психотерапии, реабилитации, развития личности.
Помощь предоставляется для поддержания и восстановления стабильного функционирования личностной и социальной систем и может выступать одним из факторов, способствующих быстрому и успешному восстановлению психосоциальной адаптации. Непатологическая адаптация должна диалектически рассматриваться как социальная адаптация в контексте ресоциализации, интеграции приобретенного опыта. Облегчение эмоционального состояния клиента не является ни основной, ни конечной задачей психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях.
Психологической задачей личности в кризисной ситуации является интенсивная внутренняя работа, связанная с переоценкой и переосмыслением жизненных ценностей, приоритетов, целей. В ее результате меняется эмоциональное состояние человека в период этой дезорганизации она не всегда может дать себе отчет о своих действиях.
Нужно, чтобы к человеку вернулось субъективное ощущение управления ходом собственной жизни, чтобы величина неопределенности и, соответственно, тревоги стали управляемыми. Подавляющее большинство людей, переживающих травматические события, имеют также кризисные ситуации в той или иной сфере. И тогда необходимо создание иерархии разрешения кризисов, дающей возможность распределения ресурсов.
Важно также находиться клиенту в состоянии переживания и осознания. Это позволит принять и в дальнейшем интегрировать, интериоризировать опыт, полученный при прохождении кризисной травматической ситуации. Человеческий опыт может сопровождаться как положительными эмоциями, так и сильными отрицательными, но в данном случае он является источником мудрости – знания, потенциально направленного в будущее клиента. Важно помочь человеку структурировать этот опыт, сделать его доступным.
Поэтому оказание психологической помощи необходимо представлять и описывать как процесс непрерывной коммуникации.
Фундаментальным принципом такой помощи является направленность работы на устойчивое изменение, в результате которого человек обретает субъективное ощущение управления ходом собственной жизни и восстанавливает упорядоченную и непротиворечивую картину мира, естественной частью которого он является.
Составляющей этого общего принципа является принцип нормализации, определяющий специфику изменения, суть которого заключается в принятии своего поведения в травматической ситуации как «нормальной» и уверенности в возможности вернуться к «нормальной » жизни. Определяющими в кризисной травматической ситуации являются также: принцип неотложности (помощь пострадавшему должна быть скорейшей: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства) и принцип приближенности к месту событий (заключается в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации негативных последствий «госпитализма».
Определяемыми спецификой последствий перенесенных переживаний являются также принципы партнерства и повышения достоинства личности, индивидуальности и самовыражения.
Процесс терапии в эмоциональном плане включает повторные переживания, избегание, повышенную чувствительность и самообвинение. Поэтому партнерство в терапевтическом союзе является значительным фактором выздоровления. Работа по преодолению кризисных событий-это совместное путешествие, в котором известно только общее направление и где при встрече с каждым новым препятствием или препятствием нужно быть готовым находить новые пути. Исцеляющее общение и сотрудничество приводят к взаимному доверию, к росту чувства собственного достоинства, веры в свои силы и жизнестойкости.
Каждый человек имеет свой путь восстановления после перенесенного стресса и полученной травмы. Поэтому психолог должен понимать и ценить индивидуальные переживания, индивидуальный способ посттравматической регуляции, быть готовым к особым проявлениям переживаний и переходу на нормальный режим жизнедеятельности. Личный сюжет клиента создает свое собственное символическое и метафорическое пространство, в котором могут произойти примирения с прошлыми событиями и возникнуть новые чувства оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Принцип особенности иногда противоречит принципу снятия уникальности переживания.
Работа над собой любым путем, через реагирование на горе или страх, выражение своих чувств по поводу травмирующих образов в аллегорической истории или общение с другими участниками, через выработку своей системы ценностей или обращение к юмору способствует исцелению. Терапевту необходимо поощрять все составляющие процесса «выздоровления», поскольку он является проводником и тренером, который открывает перед клиентом или участниками группы Новые подходы и навыки, которые находились в латентном состоянии. Принципиальным правилом является понимание того, что любая помощь – мера временная, которая обеспечивает человеку процесс перехода к будущему устойчивому состоянию его жизнедеятельности.
Кризисная интервенция является экстренной психологической помощью человеку, находящемуся в кризисной ситуации. В ее основе лежат следующие положения:
- Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из ситуации. Старые способы, которыми он пользовался ранее, во время кризиса не приносят облегчения, поэтому человек в поиске новых способов выхода из ситуации может обратиться за психологической помощью. В период кризиса она открыта для нового опыта, что может привести к позитивным изменениям и способствовать личностному изменению. Именно это обстоятельство является основой эффективной психологической помощи.
- Интервенция означает вмешательство. Она не является психотерапией или психологическим консультированием в традиционном понимании, потому что человек в кризисном состоянии испытывает настолько интенсивные чувства, что у него просто нет сил обращаться к своим старым проблемам. В кризисной интервенции нужно оставаться на текущий момент и работать только с актуальной ситуацией.
- Кризисная интервенция центрирована на проблеме. В зависимости от того, как указана проблема, определяется ее решение. В кризисной интервенции над проблемой надо работать способом переформулирования или изменяя привычное решение, или вовсе пресекая попытки ее решения. Следует взвесить, что процесс кризисной интервенции заключается не в том, чтобы любой ценой решить проблему, а в том, чтобы создать возможность работы над проблемой.
- Кризис всегда связан с эмоциональной дезорганизацией человека, поэтому работа с чувствами в кризисной интервенции является его неотъемлемой частью. Душевная боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения проблемы, на приобретение новых навыков и поиск своих внутренних и внешних ресурсов. При этом консультант не пытается изменить чувства клиента, но стремится реорганизовать их в более конструктивное целое. Одна из важнейших тактик кризисного вмешательства-помочь человеку раскрыть свои чувства и прикоснуться к текущим событиям.
В кризисной интервенции используются навыки эмпатического и активного слушания: вводные слова, отражение чувств, перефразирование, присоединение чувств к содержанию, прояснение и отражение собственных чувств.
Ссылка на источник: Проблеми особистості в сучасній науці: результати та перспективи дослідження : Матеріали XXVII Міжнародної конференції молодих науковців